👁Версия для слабовидящих
👁Обычная версия
Настройки
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Меню раздела

    Горячие новости

    14.11.2019. Паездка ў Нацыянальны мастацкі музей

    подробнее...

    14.11.2019. Поездка в военно-исторический комплекс "Партизанский лагерь"

    подробнее...

    12.11.2019. Музей занимательных наук

    подробнее...

    11.11.2019. Экскурсия в национальный художественный музей

    подробнее...

    11.11.2019. Путешествие в открытый океан

    подробнее...

    Автоматический переводчик


    Cтатистика посещений

    Яндекс.Метрика


    Мы в интернете

    Главная : Воспитательная работа : СППС школы : Учителям

    Учителям

    О ключевых компетенциях и компетентностной модели учителя
    Молодому педагогу
     
    Начнем разговор, сравнив компетентностный подход с традиционным.
     
    Принципы традиционного подхода
    Принципы компетентностного подхода
    репродуктивное «обучение», в основу которого заложена идея трансляции и
    усвоения знаний (информации)
    Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития
    селективная, двухуровневая отметочная система оценивания
    Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки
    принудительная форма организации учебных занятий
    Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат
    иерархически организованная система административного руководства
    Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности
     
    Для реализации компетентностного подхода учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы, по сравнению с теми, какие были бы достаточны для преподавания учебных предметов. Однако, самое главное, что для реализации компетентностного подхода учителю придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учащимися.
    Компетентностная модель современного учителя
    Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава, входящих в нее элементов:
           Ценности, принципы и цели
           Профессиональные качества
           Ключевые компетенции
           Педагогические методы, способы и технологии
           Профессиональные позиции
    Ценности
    Сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):
           свобода учащегося быть самим собой
           каждый человек обладает своим «совершенством»
           помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
           индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
           человек учиться только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
           чтобы быть успешным в современном обществе выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
           приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
    Цели:
    В процессе обучения помочь учащимся овладеть ключевыми компетенциями, владение которыми позволяет быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни.
    Из них наиболее значимыми являются:
           умение учиться
           коммуникативные
           личностные (знание своих сильных и слабых сторон, принятие своего «Я»)
           компьютерные технологии
           (очевидно, сюда входят и умение читать, писать и считать).
    Профессиональные качества:
           Доброжелательно и заинтересовано относиться к учащимся
           Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществляя коррективы в своей деятельности
           Иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися
           Иметь развитую способность к критике и рефлексии
           Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания
           Понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности
           Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу
           Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес
           Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим
           Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами
           Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.
           Демонстрировать увлеченность своим предметом
           Использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями
    Профессиональные компетенции учителя
    Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало бы учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту. Позже мы поговорим о характерных ситуациях, которые должен организовывать любой учитель, с целью создания в классе «развивающей среды», а сейчас перечислим другие компетенции, которыми должен обладать современный учитель.
    Это:
           Уметь учиться вместе со своими учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
           Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций);
           Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
           Уметь сценировать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы;
           Уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев
           Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
           Владеть проектным мышлением и уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся.
           Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
           Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
           Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
           Уметь организовать понятийную работу учащихся
           Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике.
           Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
     
    (продолжение следует)

    ГлавнаяНовости О школе Учительская Учащимся Родителям Фотогалерея ВакансииКонтакты
    ГУО "Озерцовская СШ",тел.:+3750175130811, e- mail:ozerco@minsk.edu.by
    Сайт зарегистрирован в «Государственном регистре информационных ресурсов Беларуси» № свидетельства 6141202831